Славянский союз

Новое псковское издательство удивило многих тем, что выбрало в качестве первой книги роман культового сербского автора «Поставь сегодня побольше старого фанка. Хочу окунуться в воспоминания и хочу отдохнуть» Зоран Чирич, «Хобо». Предыстория этой статьи – не очень обычная. Дело было в день празднования 1150-летия российской государственности. Пока писатель Александр Проханов, министр культуры Владимир Мединский и губернатор Псковской области Андрей Турчак спускались с так называемого Священного холма под Изборском, ко мне подошел депутат Государственной Думы из фракции «Единая Россия» Александр Васильев, которого я знал еще школьником, а точнее – лицеистом. Через минуту он уже показывал мне на своем телефоне фотографию обложки новой книги, которую издал в Пскове наш общий знакомый Максим Николаев. На обложке было написано: «Зоран Чирич. «Хобо». Альтернативный гангстерский эпос от самого культового автора Балканского полуострова». Обложка первой книги Зорана Чирича на русском языке.Так я узнал, что в Пскове появилось издательство «Лемакс», названное по начальным буквам имен супругов Николаевых – Лены и Максима. Прошел месяц. Роман «Хобо», выпущенный независимым псковским издательством, за это время поступил в ведущие магазины Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Великого Новгорода, Иркутска и в один из магазинов Пскова. Разумеется, заказать «Хобо» в интернет-магазине OZON.ru тоже можно. В общем, появился повод для разговора с издателем Максимом Николаевым, тем более что открывается роман эпиграфом из песни «Subterranean Homesick Blues» Боба Дилана с его пятого альбома (1965 года): «Берегись, малыш, // Ты что-то натворил. // И одному Богу известно когда, // Но ты снова это сделаешь».

16 октября, 00:00

Орган и организация

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области и Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» выясняют юридические вопросы возможности предоставления дочери Семёна Гейченко Татьяне права безвозмездно жить и работать в доме отца Уже дважды «Псковская губерния» уделила внимание ситуации конфликта вокруг расположенного в Михайловском дома легендарного директора-хранителя Пушкинского Заповедника Семёна Степановича Гейченко. Конфликт возник между дочерью Семёна Степановича Татьяной Семёновной и администрацией Заповедника, расторгшей с ней договор безвозмездного пользования домом, заключенный в 2010 году. Позиция Татьяны Семёновны была подробно изложена в первой публикации «Отчий дом» [ 1 ], ответ Государственного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» был опубликован две недели спустя [ 2 ]. После этого редакция получила развернутое письмо из территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области – того самого государственного органа, на результаты проверки силами которого ссылается руководство музея-заповедника в обоснование своей позиции при расторжении договора с Татьяной Гейченко. Могила Любови Джалаловны Гейченко (1920-1991) на городище Воронич. Фото: Лев ШлосбергРуководство Федеральной службы финансово-бюджетного надзора категорически заявило, что материалы их проверки не могли быть основанием для расторжения договора безвозмездного пользования домом с дочерью С. С. Гейченко, и ссылка музея-заповедника на этот документ полностью искажает позицию данного госоргана. Редакция «Псковской губернии» продолжает тему и публикует письмо территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области, а также второе письмо директора Пушкинского заповедника, ставшее публичным ответом руководства музея-заповедника на полученное ими, как и редакцией, письмо из Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Руководитель территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области Ирена Кузьмина заявила, что в предшествующих публикациях сторон (Т. С. Гейченко и Г. Н. Василевича) «неверно изложена позиция государственного контрольного органа по вопросу использования находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества – служебной постройки «Дом управляющего Г. Ф. Богданова», переданного Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» по договору безвозмездного пользования Гейченко Т. С.»

09 октября, 00:00

Осенний граммофон

Часть вторая. Денис Мацуев: «На будущий год мы можем сделать концерты не только в Пскове, но и в других городах Псковской области» Святослав Бэлза – ведущий концерта, который проходил в Большом концертном зале Псковской областной филармонии 2 октября 2012 года, произнес: «Псков – вне очереди, Псков – в обязательной программе». Г-н Бэлза имел в виду, что лучшие музыканты – участники фестиваля Crescendo, несмотря на то, что «губернаторы разных регионов уже выстроились в очередь», по-прежнему будут каждую осень на несколько дней приезжать в Псков. «Не бывает плохих роялей, а бывают плохие исполнители» Участник фестиваля Crescendo Филипп Копачевский (фортепиано).Более того, возможно расширение географии фестиваля Crescendo за счет других городов Псковской области. По крайней мере, пианист и арт-директор фестиваля Денис Мацуев тогда же, 2 октября, незадолго до своего выступления, сказал: «На будущий год мы можем сделать концерты не только в Пскове, но и в других городах вашей области. Например, в Великих Луках. Насколько я понимаю, там будет юбилей. Мы обязательно его отметим. Crescendo нужен псковской публике. И власть это понимает. Я глубоко убежден, что живая классическая музыка лечит и дает то, что не дают телевизор, газеты, интернет, даже записи… Живой контакт с такими выдающимися молодыми исполнителями не заменить ни чем. Я вижу – какой здесь огромный спрос». Дениса Мацуева спросили: насколько хорош в смысле акустики Большой концертный зал Псковской областной филармонии?

09 октября, 00:00

Осенний граммофон

Часть первая. Денис Мацуев: «Псковская публика готова принимать серьезнейшие программы, и не обязательно играть каждый день Второй концерт Рахманинова» Впервые пианистка Екатерина Мечетина выступала в Пскове почти три года назад – 25 октября 2009 года на фестивале Crescendo. В тот раз она исполнила вместе с Академическим оркестром Московской филармонии под управлением Юрия Симонова Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Фредерика Шопена. Перед тем выступлением она рассказала журналистам, что «участвует в Crescendo с самого начала, с 2005 года». Дирижер Юрий Симонов, сидевший рядом в накинутом на плечи пиджаке, сделал вид, что удивился и, посмотрев на Екатерину, спросил: «Такая старая уже?» «Самый тугой концертный рояль в России» Екатерина Мечетина, лауреат международных конкурсов.Молодая пианистка (свою первую крупную премию она получила в 10 лет, став обладательницей Гран-при на конкурсе «Премия Моцарта» в Вероне) действительно становится в Пскове старой знакомой. Второй раз Екатерина Мечетина выступила в Пскове этой весной с сольным концертом, [ 1 ] вспомнив детство и впервые с 1995 года исполнив «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского. Через день она отправилась в Куньинский район, где в деревне Наумово, в музее-усадьбе Мусоргского, провела мастер-класс.

02 октября, 00:00

«И от недружеского взора счастливый домик охрани!»

Судьба наследия Семёна Степановича Гейченко в Пушкинском заповедника зависит от доброй воли и взаимопонимания сторон. Продолжение переписки 12 сентября 2012 года «Псковская губерния» опубликовала под общим заголовком «Отчий дом» два письма дочери бывшего главного хранителя государственного музея-заповедника А. С. Пушкина Семёна Степановича Гейченко Татьяны Степановны Гейченко – к президенту РФ Владимиру Путину и главному редактору «Псковской губернии» Льву Шлосбергу [ 1 ]. Публикация вызвала внимание и рядовых читателей, и заинтересованных лиц, в том числе два развернутых письменных отклика. В продолжение темы «Псковская губерния» публикует официальный ответ директора государственного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» Георгия Николаевича ВАСИЛЕВИЧА и письмо хранителя усадьбы «Петровское» Любови Владимировны КОЗМИНОЙ. Редакция надеется, что развернувшаяся дискуссия завершится уважительным к памяти С. С. Гейченко и юридически правильным решением. Поместья мирного незримый покровитель, Тебя молю, мой добрый домовой, Храни селенье, лес и дикий садик мой, И скромную семьи моей обитель! Да не вредят полям опасный хлад дождей И ветра поздного осенние набеги; Да в пору благотворны снеги Покроют влажный тук полей! Останься, тайный страж, в наследственной сени, Постигни робостью полунощного вора И от недружеского взора Счастливый домик охрани! Ходи вокруг его заботливым дозором, Люби мой малый сад, и берег сонных вод, И сей укромный огород С калиткой ветхою, с обрушенным забором! Люби зеленый скат холмов, Луга, измятые моей бродящей ленью, Прохладу лип и кленов шумный кров — Они знакомы вдохновенью. А. С. Пушкин. «Домовому». 1819. Георгий Василевич: «Проблема непростая и требует непростого решения» Решение Юбилейной комиссии по подготовке и проведению 200-летнего юбилея А. С. Пушкина от 6 декабря 1994 года.Публикация в газете «Псковская губерния» в №35(605) 12-18 сентября 2012 года материалов под заголовком «Отчий дом. Татьяна Семёновна Гейченко: «Поступок подлый, всё делалось за моей спиной»» требует комментариев. Оставим на совести авторов письма и статьи эмоциональные оценки, данные действию администрации музея-заповедника, остановимся на фактах. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 года музей-усадьба «Михайловское» признана памятником истории федерального значения, в который вошли все объекты недвижимого имущества, находящиеся на его территории. Указом Президента РФ № 176 от 20.02.1995 года в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения включен Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина в с. Михайловское со всеми объектами недвижимости.

26 сентября, 00:00

Грешным делом

Брайан Молко: «Я никогда не заслуживал доверия. Я не был тем, на кого можно опереться» По дороге на концерт британской группы Placebo (он состоялся в Петербурге спортивно-концертном комплексе «Юбилейный» 16 сентября 2012 года) таксист рассказал мне про то, как за три дня до этого на Петроградской стороне в его машину чуть не попала молния. Заряд пришелся в соседний трамвай, который загорелся. А такси тогда подбросило вверх. Концерт Placebo – это тоже своего рода удары молнией, подбрасывания вверх и свободные падения. «Я никогда не заслуживал доверия» Брайан Молко, группа Placebo. Фото: placeborussia.ruЛучшая альтернативная группа мира 2009 года и сейчас в неплохой форме. Думаю даже, что в 2009 году она выглядела не так убедительно, хотя наиболее сильные их альбомы выходили на рубеже веков. У кого как, а у меня группа Placebo ассоциируется с экстремальными видами спорта. С полетами с мостов, скал, плотин, небоскребов. Парашют раскрывается над самой землей. А жизнь раскрывается с новой стороны. Ощущения острые. Звук плотный. Лидер Placebo Брайан Молко одинаково хорошо чувствует себя и на полной скорости, и в плавном медленном полёте.

26 сентября, 00:00

В глубинах непревзойденного памятника

Новые архитектурно-археологические исследования в Изборской крепости дали информацию исключительной ценности В мае 2012 г. начался новый проект «Археология, власть, общество: сотрудничество для сохранения археологического наследия» по программе приграничного сотрудничества «Эстония-Латвия-Россия» в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства 2007-2013 гг. Наружная стена Никольского захаба. Фото: Археологический центр Псковской областиДеятельность проекта направлена на сохранение археологического наследия в приграничном регионе, развитие приграничного сотрудничества в этой сфере и вовлечение общественности в этот процесс. Проект объединяет 9 партнерских организаций из трех стран под руководством Тартуского университета (Эстония): Эстония – Департамент охраны исторических памятников Министерства культуры Эстонии и некоммерческая организация «Археологический центр»; Латвия – Институт истории Латвии (ЛГУ), Лудзенский и Алуксненский муниципалитеты; Россия – Археологический центр Псковской области, автономная некоммерческая организация «Псковский археологический центр», Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Кроме того, со стороны России в проект вовлечены три ассоциированные организации: Институт истории материальной культуры РАН, государственный комитет Псковской области по культуре, Гдовский краеведческий музей.

19 сентября, 00:00

Сходство с реальностью

Художники загнали себя в рамки, и это оказалось плодотворно Идея этой выставки начала воплощаться в 2007 году, когда кураторы Людмила Белова и Елена Тюнина предложили петербургским художникам сделать свои автопортреты. Рамки были заданы жесткие – 50 х 40 см. Владимир Бердышев. Автопортрет.Откликнулось более 80 художников. Не у всех получилось совладать с самим собой. Но тем, кто прошел этот путь успешно, открылась новая дорога, которая, в конце концов, привела в 2012 году в Псков. Одинаковые холсты превратились в разные. Издали они, подвешенные рядом друг с другом, похожи на соты. Каждая «пчела» трудилась по-своему. Кому-то не хватило одной плоскости. Приходилось добавлять объем. Ограничения касались не только рамок, но и стилей. Приветствовалась фигуративная живопись [ 1 ] и отрицалась абстракция. Чтобы посетители выставки не ходили и не гадали – что означает этот треугольник, этот напильник или клочок ваты.

19 сентября, 00:00

Черта под Псковом

Чем больше усилий предпринимает власть для «развития территории», тем губительнее последствия для псковского культурного наследия В ряде предыдущих номеров «Псковской губернии» были опубликованы диалоги председателя Псковского областного отделения ВООПИиК Ирины Борисовны Голубевой и заведующего Художественным отделом Псковского государственного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Юлия Александровича Селиверстова [ 1 ]. Серию этих публикаций, посвященных неотложным проблемам сбережения культурного наследия Пскова для будущих поколений, продолжает нижеследующий текст. Псков. Вид на Кремль и Троицкий собор со стороны реки Великой. Художник Пётр Петрович Верещагин. 1876. Холст, масло 38 х 73,1. Государственная Третьяковская галерея, Москва.Юлий Селиверстов: Мы не предавали огласке наши взгляды на текущие проблемы псковского наследия достаточно давно – девять месяцев (срок знаковый). С другой стороны, за последние три года очень многое было нами на страницах «Псковской губернии» сказано. Тексты эти приводили несколько раз к важным, но сугубо локальным положительным результатам (лично я отчётливо помню только один такой результат – методически правильное восстановление шатра Покровской башни [ 2 ]). Однако они не могут привести к общей, системной перемене в тяжёлой судьбе псковского наследия, которое как целое продолжает, более или менее быстро, погибать.

12 сентября, 00:00

Отчий дом

Татьяна Семёновна Гейченко: «Поступок подлый, всё делалось за моей спиной» О том, что дочь Семена Степановича Гейченко Татьяну Семёновну вместе с вещами ее отца выселяют из дома в Михайловском, нам стало известно несколько дней назад. Об этом сообщили сразу несколько ее знакомых. А в день подписания этого номера в печать мы получили от Татьяны Семёновны письмо с приложенными к нему документами и обращениями. Из них следует, что скоро о происходящем в Михайловском узнают не только в Пскове. Отдельное письмо дочь хранителя музея-заповедника написала Владимиру Путину. «Памятник федерального значения «Дом управляющего Г. Ф. Богданова».В письме, присланном в редакцию «Псковской губернии», Татьяна Семеновна пишет: «Та ситуация, в которую я попала сейчас, поистине драматична. Она связана с домом моего отца в с. Михайловском и пребыванием в этом доме его обширного наследия (документы, книги, картины, предметы прикладного искусства, в том числе коллекция самоваров), которое со временем должно было бы перейти Государственному музею-заповеднику. Сам же дом возможно было бы музеефицировать как дом С. С. Гейченко. К сожалению, обстоятельства складываются отнюдь не в пользу такого решения. Я написала письмо Путину, где подробно изложила все обстоятельства. Посылаю копию Вам. Еще прикладываю копию договора со мной на аренду дома, письмо Василевича о расторжении этого договора и письмо замминистра культуры, где сказано, что я не имею права занимать дом.

12 сентября, 00:00

Постояльцы в доме Святого Николы

Постояльцы в доме Святого Николы В интерьере Никольского собора XIV века в Изборской крепости идут несанкционированные работы, место нахождения старых икон неизвестно «О ставленикех хотящих во дьяконы и в попы ставитися, а грамоте мало умеют. И святителем их поставили ино сопротивно священным правилом …И святителем избирати по священным правилом в попы, ставити 30 лет, а в диаконы 25 лет. А грамоте бы умели, чтобы могли церковь божию содержати и детей своих духовных, православных хрестьян, управити могли по священным правилом, да о том их святители истязуют с великим запрещением, почему мало умеют грамоте». Соборное Уложение 1551 года («Стоглав»), глава 25 «О дьяцех хотящих во дьяконы и в попы ставитися». Реставрационные работы в древнем Изборске, стимулированные 1150-летием его первого упоминания в Повести Временных Лет (862 г.), привели в небольшую деревню Печорского района, в которой живет около 600 человек, большие деньги, которые дотянулись до всех изборских святынь. Одна из главных – это Никольский собор, практически не изученный исследователями храм XIV века. Реставрация его внешнего облика вошла в план мероприятий, финансируемых в рамках изборского юбилея. А работы по интерьеру – не вошли. Это неправильно, наверно, но о них не было и речи. Пока в 20-х числах августа работающие в крепости специалисты и местные жители не увидели, что из храма выносится утварь, а затем – иконы. На вопрос: «Что происходит?», рабочие отвечали: отец настоятель заказал ремонт храма. В качестве источника средств упоминались некие благотворительные деньги, смета – неизвестна, что входит в план работ – также. Елена Морозкина отмечает, что «Никольский собор, венчающий гору Жеравью, – главное здание древнего Изборска. Так же, как София для Новгорода и Троица для Пскова, он олицетворял весь город, служил его символом». Фото: Лев ШлосбергГосударственный комитет Псковской области по культуре ничего не знал о начавшихся работах внутри Никольского собора. В ответ на экстренный звонок архитекторов в комитете сказали, что «такого не может быть» и подтвердили известное: в план реставрационных работ по юбилею работы в интерьере Никольского храма не включены. Пока госкомитет получал и осознавал информацию о происходящем, работы внутри собора шли полным ходом. Совершенно очевидно, что вестись в такой ситуации они могли, как и незаконное строительство нового здания в крепости рядом с домом причта [ 1 ], только с ведома и по указанию настоятеля храма. Рабочие между тем приступили к отбивке штукатурки, и на пятиярусный иконостас, с сохранившейся золоченой деревянной резьбой, основа которого относится к XVIII веку, обрушился поток строительного мусора.

05 сентября, 00:00