Жизненный корень

Исполнилось 80 лет со дня рождения Виталия Николаевича Пушкарева – последнего крупного руководителя Псковской области 14 сентября 2012 года могло бы исполниться 80 лет Виталию [ 1 ] Николаевичу Пушкареву – крупному государственному деятелю Псковской области ХХ века. Он родился в поселке Малаховка Ухтомского района Московской области. Псковская биография Виталия Пушкарева началась в августе 1945 года, когда его отец, Николай Макарович Пушкарев, участник Великой Отечественной войны, был назначен начальником окружного склада и нефтебазы военного гарнизона в Крестах, а завершилась неожиданно и трагически 21 января 2001 года, когда Виталий Пушкарев скончался после операции из-за врачебной ошибки. Виталий Николаевич Пушкарёв.Пиком служебной карьеры Виталия Пушкарева стали 1966-1993 годы: в 1966-1975 гг. он — председатель Псковского областного межколхозного строительного объединения, в 1975-1982 гг. — заместитель председателя республиканского объединения «Росколхозстрой», в 1982-1991 гг. — председатель исполкома Псковского областного Совета, одновременно с 1990 г. был председателем Псковского областного Совета народных депутатов. На посту председателя Совета оставался до роспуска Советов осенью 1993 г. Фактически все десять последних советских лет Виталий Пушкарев возглавлял исполнительную власть Псковской области. Он оказался последним руководителем области, который проработал на своей должности 10 лет. 10 лет в политике при любом государственном строе – эпоха. «Псковская губерния» публикует сегодня воспоминания о Виталии Николаевиче Пушкареве его супруги Галины Ивановны, сына Валерия Витальевича и документы своего времени: фрагменты из политических интервью, данных В. Н. Пушкаревым в 1996 году во время выборов главы администрации Псковской области и в 1998 году во время выборов депутатов Псковского областного Собрания [ 2 ]. Даже с поправкой на эпоху и предвыборную ситуацию эти публичные выступления сохраняют интерес для читателя.

19 сентября, 00:00

«Иная, лучшая, потребна мне свобода…»

В Москве в возрасте 80 лет умер театральный режиссер Пётр Фоменко В 2008 году Пётр Фоменко приезжал в Псков на XV Всероссийский театральный Пушкинский фестиваль. Был он болен, с трудом вышел из машины, но когда поднялся на Малую сцену Псковского академического театра драмы – преобразился. Это была яркая встреча, о которой сейчас еще раз нужно вспомнить. Пётр Наумович Фоменко, 2008 г. Псков.Для многих театральных режиссеров, в том числе великих, артист –вспомогательный материал. Существует общая картина – спектакль, а актеры – лишь краски. Они работают на режиссерский замысел. По этой причине театральные коллективы часто разрывают противоречия. Иногда актеры бунтуют или ломаются. Не всем нравится, когда в них тыкают кистью и размазывают по холсту. Или по сцене. У Петра Фоменко был совсем другой режиссерский подход. Своих артистов он в расход не пускал. Спектакли ставились так, чтобы выгодно подчеркнуть все актерские таланты. Было ощущение, что режиссерский замысел Петра Фоменко именно на них и основывается. Под актеров подбираются пьесы, для актеров ставятся спектакли. Но хорошо актерам – значит, хорошо и зрителям. …Машина в тот раз подвезла Петра Фоменко к центральному входу в псковский театр. Режиссера повели на Малую сцену через Большой зал. Он шел вдоль кресел, поднимался по лестнице и оглядывался. На лице его было заметно недоумение, которого он долго скрывать не стал и как только поднялся на второй этаж, на Малую сцену, произнес: «В этом театре, наверное, репетировать очень трудно. Здесь все двери открыты. Мы ходим через зал…».

15 августа, 00:00

Неснятое кино про непрожитую жизнь

Памяти Дани Яковлева В конце прошлой недели Лев Шлосберг попросил меня написать эссе для юбилейного номера «Псковской губернии», по традиции представляющего собой сборную солянку из материалов бывших и нынешних авторов газеты. Я обещал подумать, не представляя впрочем, о чем стоило бы сказать в 600-м выпуске. В силу разных обстоятельств я еще ни разу не публиковался в «-сотом» номере. За выходные тема нашлась. К сожалению. В ночь с 14 на 15 июля в Москве умер, не дожив полтора месяца до своего 28-летия, мой друг и коллега Даниил Яковлев. Даниил Яковлев в редакции «Псковской губернии». Фото: Александр СидоренкоЯ никогда не писал некрологов, но вот приходится. Поэтому я просто пишу то, что мне приходит сейчас на ум. Даниил тоже мог бы принять участие в подготовке этого номера. В 2006 году, только окончив Псковский педуниверситет, Даня стал автором «Псковской губернии». Это, впрочем, было не основным источником его дохода: с последних курсов он работал в одном из охранных агентств города. Но совместительство длилось недолго. Даня рассказывал, что когда на работе узнали о его желании переквалифицироваться из охранников в журналисты, начальство переживало: «Что же ты трудовую книжку-то себе портишь…». В течение более чем года на последних страницах газеты публиковались его кинорецензии [ 1 ]. Наши киновкусы сильно разнились, так что похвала фильму от Дани была для меня поводом пропустить премьеру. Но один из текстов Даниила я вновь перечитал в эти дни. Ровно пять лет назад, в июле 2007 года, он позволил себе разыграть редактора, написав рецензию на никогда не существовавший фильм. Вернее, никогда не существовавший в реальности: в статье автор бегло пересказывал сюжет киносценария собственного сочинения. История создания этой истории сама могла бы стать сюжетом как минимум юмористической короткометражки. Даня написал сценарий за две недели, получив заказ от ищущей молодые таланты продюсерской компании, которой он наудачу отослал синопсис. Затем настало время правки. «Вот у вас на первой же странице сталкиваются «Ламборджини» и «Феррари». Вы вообще знаете, сколько стоят эти машины?!! Да любой продюсер, прочитав это, выкинет сценарий в мусорную корзину! Напишите просто: «две дорогие иномарки», - охотно цитировал он переписку с заказчиками.

18 июля, 00:00

В греческом зале

В Польше громко провалилась очередная попытка нажить на большом российском спорте большой политический капитал «Греки оказались недостаточно сильной командой, чтобы россияне могли показать свое мастерство», - так оценил выступление сборной России по футболу на Евро-2012 президент РФС Сергей Фурсенко. К сказанному можно добавить, что еще не создана такая команда, с которой сборная России в полной мере могла бы показать свое истинное мастерство (также как после смерти Махатмы Ганди Владимиру Путину больше не с кем поговорить). Капитан сборной России по футболу Андрей Аршавин на чемпионате Европы 2012 года.Итог выступления сборной России не так уж и плох. Три матча, четыре набранных очка минус шесть, условно снятых из-за хулиганства болельщиков. Условное наказание станет безусловным, если российские болельщики в ближайшие несколько лет снова позволят себе слишком большие вольности. Бывали чемпионаты и более провальные. Но многие болельщики все равно разочарованы больше обычного. Причина в том, что ожидания у многих были как никогда высоки. Роман Широков, когда сборная прилетела в Москву во «Внуково», в ответ на просьбу дать комментарий каналу «Россия-2», ответил: «Да хоть Россия-3!» и выругался.

20 июня, 00:00

Псковозащитница

Ушла из жизни хранитель псковского культурного наследия Элла Марковна Петухова Обаяние личности нельзя отменить, нельзя скрыть и забыть. Оно дано далеко не всем, притягивает людей и оставляет добрую память о человеке. Такой была Элла Марковна Петухова. Ей была дарована долгая жизнь – 93 года! – и жизнь эта была необычной. Может быть, стойкость и серьезность, а с виду – легкость, помогали пережить невыносимое: в молодости – смерть ребенка, страшные события войны, сталинские репрессии и лагеря, гонения 1950-х годов. О своем вкладе в спасение и сохранение Псковской старины она была весьма скромного мнения и говорила, что «ничего особенного не сделала, была просто чиновником и выполняла свою работу». Мы не знаем, а теперь уже и не узнаем, стала ли для нее подарком судьбы работа по сохранению псковских памятников истории и архитектуры в 1950-1970-х годах, но тот азарт и самоотдача, с которыми она работала, говорит нам – да, стала подарком.

13 июня, 00:00

Светлый век Эллы Петуховой

Неоконченный разговор с Эллой Марковной Петуховой об истории, судьбе, культуре, жизни, друзьях и Пскове Полумрак коридора прорезает острый луч света из средней комнаты, пробившийся через прореху между штор и высунувшийся посмотреть на посетителя квартиры старого дома на улице Советской в Пскове. «Ма-а-арик! У нас гость!», – говорит встретившая меня хозяйка квартиры, маленькая, какая-то невесомая и воздушная женщина. Она одаривает меня радушной улыбкой. Элла Альперн – ученица школы. Новгород, 1936.Легкие пышные волосы, подсвеченные солнечным лучом, напоминают нимб, профиль лица из полумрака кажется особенно острым, чеканным и даже иконописным. Мне действительно кажется, что я пришел в дом святой женщины, для меня почти легенды – передо мной Элла Марковна Петухова. Чувствую себя совсем юным, неопытным, топчусь с ноги на ногу и путаюсь в словах: «Здравствуйте, Элла Марковна... Извините за беспокойство!.. Меня зовут Олег. Мы договаривались о встрече... Хочу, чтобы Вы немного рассказали мне о себе!» – полушепотом выдавливаю я.

13 июня, 00:00

Сила совести

Вацлав Гавел: «Сугубо личные понятия вроде добра и зла способны поколебать, казалось бы, несокрушимую власть со всеми ее армиями солдат, полицейских и чиновников» Путь Гавела [ 1 ] – полная противоположность тому пути, по которому идут президенты России. Но это совсем не значит, что принципы Гавела для России неприменимы. Вацлав Гавел занимался тем, что называл «неполитической политикой». Причем занимался успешно. Политический гуманизм Вацлав Гавел: «Политика никоим образом не должна оставаться уделом профессионалов».Первыми его успех отметили коммунистические правители Чехословакии, раз за разом сажавшие его в тюрьму. Это было несомненное признание. Позднее Вацлав Гавел станет президентом своей страны. Возможно, более крупной фигуры в большой политике в последние десятилетия в мире не было. Его масштаб был значительно больше, чем масштаб Чехословакии или Чехии.

21 декабря, 00:00

Посмертная маска

Такого Владимира Высоцкого как в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» мог сыграть кто угодно «И с меня, когда взял я да умер, Живо маску посмертную сняли Расторопные члены семьи, - И не знаю, кто их надоумил, - Только с гипса вчистую стесали Азиатские скулы мои. Мне такое не мнилось, не снилось, И считал я, что мне не грозило Оказаться всех мертвых мертвей, - Но поверхность на слепке лоснилась, И могильною скукой сквозило Из беззубой улыбки моей». Владимир Высоцкий, «Памятник». Вопреки ожиданиям, драматургическая основа фильма оказалась многообещающей. К Никите Высоцкому как к сценаристу претензий нет. Точнее, претензии к нему как раз предъявляют («нестыковки», «невнятные мотивы»), однако общая картина все равно могла бы сложиться впечатляющая. Но не сложилась. Потому что дальше начинается чертовщина. Чертовское любопытство Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой».«Актер должен оживлять всё, чего касается», - звучит с экрана. На деле же в фильме режиссера Петра Буслова происходит обратное. Владимир Высоцкий на экране так и не появляется. Вместо Высоцкого – Мертвецкий. То есть некто, на кого неприятно смотреть. Перед нами безликий человек, который умер еще до смерти. Он мертвее всех мертвых. Весь фильм опровергает название «Спасибо, что живой». Где жизнь? В фильме живет кто угодно, только не тот, кого называют Высоцким. Его азиатские скулы все-таки стесали вчистую.

07 декабря, 00:00

Доколь… жив будет хоть один пиит

Слово признательной памяти о Викторе Михайловиче Русакове На этой фотографии не хватает одного человека. Нет, не мэра Москвы Лужкова, в пору правления которого по инициативе Правительства Москвы проходил Первый Всемирный съезд потомков А. С. Пушкина [1], и не какого-нибудь особо ценного потомка по мужской линии – он, кстати, здесь присутствует, А. А. Пушкин (Бельгия), праправнук А. С. Пушкина по линии старшего сына поэта, стоит в центре с супругой, слева от них сидит артист Василий Лановой, – здесь не хватает Виктора Михайловича Русакова, их «крестного отца». Виктор Михайлович Русаков с книгой «Рассказы о потомках Александра Сергеевича Пушкина». Своей кропотливой 40-летней работой Виктор Русаков открыл для нас пышное генеалогическое пушкинское древо и воссоединил, перезнакомил между собой отпрысков великого поэта, разбросанных по свету. Трудно даже вообразить, что потеряла бы русская культура и собственно пушкиноведение, не будь Русакова, не будь его «Рассказов о потомках Пушкина». Он не только их отыскал, умерших и здравствующих, но и создал весьма объективные психологические портреты наиболее интересных лиц – портреты-очерки, портреты-рассказы. И здесь примечательно то, что самые полные рассказы Русаков оставил нам о ближайших потомках поэта – детях и внуках. Последнее отдельное издание рассказов о них вышло в серии «Михайловской пушкинианы» в 2006 г. – В. М. Русаков. «Мое семейство умножается, растет…» (Пушкинские Горы – Псков).

23 ноября, 00:00

Нежность и жадность

Татьяна Лиознова запечатлела языком кино лучшие части разлетевшейся на куски страны Свою контузию Макс Отто фон Штирлиц получил на псковской земле. Штирлица чуть не убили под Великими Луками. Он попал там под бомбежку, но отделался контузией. В «Семнадцати мгновениях весны» у Юлиана Семёнова сказано: «В сорок втором году во время бомбежки под Великими Луками убило шофера Штирлица – тихого, вечно улыбавшегося Фрица Рошке. Парень был честный; Штирлиц знал, что он отказался стать осведомителем гестапо и не написал на него ни одного рапорта, хотя его об этом просили из IV отдела РСХА весьма настойчиво. Штирлиц, оправившись после контузии, заехал в дом под Карлсхорстом, где жила вдова Рошке...» На долгую память Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов на съемке фильма «Семнадцать мгновений весны».«Семнадцать мгновений весны» так бы и остались рядовой книгой, такой как «Испанский вариант», «Третья карта» или «Пароль не нужен», в которых тоже действует литературный герой Всеволод Владимиров, он же Максим Исаев, он же Штирлиц. Но режиссер Татьяна Лиознова сняла телевизионный фильм, и всё изменилось. Это редчайшая способность оживлять литературных персонажей. На это и раньше мало кто был способен, а сейчас таких людей в России вообще не осталось.

05 октября, 00:00

Памяти балагура

Скончался профессиональный инженер и самодеятельный артист Вячеслав Иванович Жариков 2 июля на 63 году жизни от сердечного приступа скончался Вячеслав Иванович Жариков. Печальная весть в мгновение ока разнеслась по Изборску и болью отозвалось в сердцах многих людей. Вячеслав Иванович Жариков.Судьба Вячеслава Ивановича сложилась самым непредсказуемым образом: в ней, наряду со служением любимой профессии инженера, большое место занимало самодеятельное искусство. Работая ведущим инженером на Псковском заводе радиодеталей, он стал одним из организаторов (а затем и режиссером-постановщиком) заводского театра «Этюд», который в 1985 году был удостоен звания Народного театра. В трудное перестроечное время, когда приостанавливалась деятельность заводов, фабрик, Вячеслав Иванович всецело посвятил себя своему увлечению. С 1999 по 2004 годы работал директором Горакаменского сельского Дома культуры. Здесь им была создана детская театральная студия «Подснежник», ставшая неоднократным победителем районных, областных смотров–конкурсов, всероссийских фестивалей.

06 июля, 00:00